Д О Н   К О С А Р Ь










КАЩЕЙ - БЕС СМЕРТНЫЙ




книга 2

из серии

Д Р А К Л Ю Ч Е Н И Я

Ростов-на-Дону

2004г






Если вас интересует, зачем и как явились наши современники в те давние, былинные времена, прочтите книгу «За тридевять времён». Впрочем, это можно сделать и потом. А сейчас – смотрите:

вот они, в дремучем Словенском лесу.

Несмотря на ранний час – а солнце только-только взошло – они не спят. Профессор Иван Иваныч Чиж уже умылся и даже сделал несколько приседаний, причём это его нисколько не утомило. Он жизнерадостно улёгся в гамак недалеко от избушки Бабы Яги и бодро читает толстый научный журнал.

Рядом с ним стоит его механическое детище – Дракон. Это сложная помесь компьютера, вездехода и машины времени. Внешне он похож на трёхголового стегозавра, только шеи длиннее. Сейчас он выключен; работают только солнечные батареи, замаскированные под двойной гребень широких пластин на спине и хвосте – накапливают энергию для обратного скачка во времени.

Мальчишки, юные друзья профессора, ночевали во-о-он аж где – у переправы через Вир. Они проснулись ещё раньше профессора. Серёжка разложил этюдник, достал из палатки краски и пытается изобразить Скепы (эти скалы возвышаются из леса на фоне речки), а Андрюшка ловит рыбу. Их подружка Алёнка, приёмная внучка Бабы Яги, бегает от одного мальчика к другому – ей всё интересно. Вместе с ней бегает молодой ручной медведь Потап – просто так.

Мальчишки, польщённые вниманием девочки, вовсю выпендриваются.

 

 

 

Глава первая,

в которой ловится рыбка, большая и маленькая

- Ты бы ещё канат взял. Думаешь, рыба такую толстую леску не заметит?

- Тонкая куда-то затерялась. А вдруг большая рыба клюнет…

- Ага. В такой маленькой речке и вдруг большая рыба!

- А ты рисуй себе, не мешай!

- Художник не рисует, а пишет.

- Это живописец пишет, а художник вроде тебя, от слова «худо», только рисует, да и то плохо.

- Получше, чем ты рыбу ловишь!

- Это мы ещё посмотрим.

Через некоторое время:

- Ага! – крикнул Андрюшка.

Плотвичка размером с ладонь закувыркалась в траве.

- Потап, нельзя! – сразу же крикнула Алёнка и отогнала медведя от рыбы.

- Глупая какая-то здесь рыба, - заявил Серёжка. - В наше время, да в такой прозрачной воде ни за что бы не клюнула.

- В наше время такой прозрачной воды и не найдёшь. Ага! – Андрей поймал ещё одну рыбу.

- Это была последняя глупая рыба в этой реке. Больше ты ничего не поймаешь.

- Посмотрим.

- Мальчики, перестаньте ссориться, - встряла в перебранку Алёнка. – А мы с Дракошей тоже здесь рыбу ловили. Только с другого берега.

- Это Дракон ловил, - сказал Серёжка. – А ты на берегу сидела, пока тебя людоеды не утащили.

Девочка грустно кивнула головой и ушла вдоль берега.

- Алёна, извини, я не хотел тебя обидеть! – крикнул Серёжка вслед.

- Дурак ты, Сергей, - сказал Андрюшка. – Кому же приятно такое вспоминать!

- Но ведь кончилось всё хорошо…

А Алёнка и не умела долго обижаться.

- Мальчики! Смотрите, кого я поймала! – крикнула она издали.

Подбежала и вытянула вперёд ладонь, на которой копошилось какое-то странное насекомое.

- На медведку похоже, только меньше, - сказал Андрюшка. – Где ты его поймала?

- Вон там под берегом, в воде.

- Креветка, что ли? – спросил Андрюшка.

- Смотри, Алёна, - показал Сергей пальцем. – У Дракона три головы, а у этой твари – три хвоста.

- Ой, и правда!

- Это матулúка, личинка подёнки.

- Сейчас мы её… - Андрюшка нацепил матулику на крючок. – Посмотрим, будет ли от неё польза.

Серёжка тем временем рассказывал, снова взявшись за кисть:

- Представляете, эти подёнки почти всю жизнь остаются детьми, мне бы так! Личинка живёт два или три года под водой, а потом выползает на воздух…

- А я видела! – перебила Алёнка. – Выползает, шкурка у неё лопается, а изнутри вылетает такая… Такая…

- Очень похожа на большого комара, только с тремя длинными хвостовыми нитями, как и личинка, - сказал Серёжка. – Так вот, взрослая подёнка живёт очень мало, максимум – один день, а то и меньше, два – три часа. Представляете? Три года личинка, а потом всего три часа взрослая. Она даже не ест ничего, успевает только яички отложить.

- Ого! – крикнул Андрюшка.

- Вот тебе и ого!

Но Андрюшкино «ого!» относилось не к Серёжкиной занудной лекции. Леска вдруг натянулась, удилище согнулось дугой и потащило мальчика к речке.

- Ого! – крикнул теперь уже Серёжка. - Тяни, ну что же ты! Ногами как следует упрись!

Андрюшка и так уже напоминал катальщика на водных лыжах. Казалось, ещё чуть-чуть, и заскользит он по реке, даже без лыж.

- Не могу: роса, трава скользкая.

Ему удалось немного отойти от реки, но только за счёт того, что удилище и леска вытянулись в одну линию. И тут его дёрнуло так, что он чуть не выронил удочку. Чтобы не нырнуть, он плюхнулся в обратную сторону, шортами на траву. Серёжка бросил кисточку и вцепился в него сзади. Теперь это было похоже на сказку про репку: Серёжка за Андрюшку, Андрюшка - за удочку. Тянут-потянут. Но рыбу, как и репку, такое количество тянущих явно не устраивало – леска коротко смыкала по сторонам, но к берегу не продвигалась.

- Может, это русалка? Или водяной? – спросил Андрюшка, пыхтя.

- Да ну… Он бы сразу вылез и задал тебе перцу за такие шуточки. Леску наматывай!

- Не получается – катушку заело!

- Алёна! Помоги нам, пожалуйста! – крикнул Серёжка.

Алёнка за Серёжку, Серёжка за Андрюшку, Андрюшка за удочку. Тянут – потянут. Сквозь прозрачные струи угадывалась мощная рыбья спина, а один раз плеснул по воде громадный хвост.

«Акула, что ли?» – подумал Серёжка.

- Алёнка, не так! – сказал Андрюшка. – Подойди к воде и потяни за середину лески вбок, вдоль берега.

Девочка старательно выполнила просьбу. Леска на удивление легко подалась.

- Теперь отпусти!

Это позволило Андрюшке отползти немного назад.

Они повторили этот приём несколько раз, и вскоре рыба была вытащена на берег.

- Ух ты! Стерлядь! Я про них только в книжке читал, - Серёжка лёг рядом с рыбой, чтобы сравнить её длину. – Почти с меня! Килограммов пятнадцать, наверное. Я читал, что самая большая стерлядь была в длину сто двадцать пять сантиметров, а весила шестнадцать кэгэ.

- А ты говорил, что здесь крупной рыбы нет! – Андрюшка чуть не лопался от гордости.

Позже, когда три куска рыбы были посыпаны солью и разложены на железную решётку над костром, Серёжка спросил:

- Как ты догадался, что надо вбок потянуть?

- Темнота! Физику надо учить! – Андрюшка опять начал раздуваться, как индюк. Впрочем, высокомерие у него получалось плохо – сразу было видно, что оно игрушечное.

- Можно подумать, ты учил! Мы её только осенью начнём.

Тем временем Алёнка принесла три больших листа лопуха – вместо тарелок.

- Ну, если честно, я однажды такой фокус видел. Держите, - Андрюшка разложил на листы готовую рыбу. - Мы с отцом ехали по лесной дороге и застряли. Я думал, нам там ночевать придётся. Но отец привязал один конец верёвки к машине, а другой сильно натянул – и к дереву. А потом взялся за середину верёвки и потащил в сторону. Машина вылезла из ямы как миленькая. Отец тогда тоже сказал, что надо физику знать. А ещё, говорит, смотри: верёвка провисает. Как ни старайся её натянуть, она будет провисать. Её небольшого веса будет достаточно, чтобы тебя пересилить, потому, что ты тянешь в одну сторону, а верёвкин вес…

- В противоположную!

- А вот и нет! Не в противоположную, а в пер-пен-ди-ку-лярную, - с трудом выговорил Андрюшка.

- В какую? – не поняла Алёнка.

- В перпендикулярную. Это значит – вбок, - пояснил Серёжка. Его взгляд упал на рыб оставшихся в траве. – А с маленькими что делать?

- Не такие уж они маленькие, - Андрюшка потрогал улов. – Их бы отпустить, но уже поздно… Потапу отдать.

- Потапу не надо, - сказала Алёнка. – Бабушка запретила его кормить. Он должен научиться сам добывать себе еду, и бабушка каждый день с ним занимается.

- Вот если бы уху сварить. Стерляди добавить. Картошка есть, сушёная зелень. «Вот потроха, вот стерляди кусочек»… А котелок мы не взяли.

- Ну, это не проблема, - сказал Серёжка.

- Что, в ладонях будешь варить?

- Нет.

- Или вот ещё способ: набираешь воды в рот, садишься на костёр и ждёшь когда закипит.

- Я эту шутку в младшей ясельной группе знал. Не волнуйся, будет тебе котелок. Чисть рыбу.

- Я помогу! – сразу вызвалась Алёнка.

Андрюшка понизил голос и подмигнул Алёнке:

- Он котелок будет из камня вырубать.

Серёжка спокойно дорисовывал пейзаж.

- Ну что, почистили?

- Да. А вот посуды что-то не видать.

- И картошку почистили?

- Ещё до рыбы.

- Это правильно. Картошку в уху надо бросать раньше. - Серёжка открыл свою папку и достал чистый лист бумаги. - Формат А-три. Пожалуй, подойдёт.

Он сложил из бумаги коробку.

- Жаль, скрепок нет. О! У тебя есть запасные крючки?

- Есть, – Андрей с интересом осмотрел Серёжкино творение. – Похоже на коробку для обуви. А где же котелок?

- Это и есть котелок. Давай крючки. Четыре штуки.

- Это – котелок? Алёна, у меня руки грязные, пожалуйста, потрогай его лоб – не слишком ли горячий.

Сергей взял крючки и скрепил ими бумагу по углам коробки.

- Ты лучше мне помоги. Сними с костра решётку, поднеси к речке.

- Что-то ты темнишь! – Андрей явно не верил Серёжке, но всё же просьбу исполнил.

- Так, - сказал Сергей, – ставим наш котелок на решётку и наливаем воды до верху. Бери с той стороны, отнесём её на костёр. Всё. Подкладывай дровишек.

- Ой, это же у тебя бумага, да? – воскликнула Алёнка. – Она же горит, я видела!

- Ты только картошку сразу не бросай, - вставил Андрей. - Всё равно сейчас твой котелок прогорит. Ещё и костёр зальёт.

- Посмотрим, - сказал Серёжка. Было видно, что он сильно волнуется. Впрочем, не волновался только Потап. Костёр он явно недолюбливал и близко не подходил.

 Вскоре вода закипела. «Котелок» только слегка подгорел сверху, где вода не доставала.

- Ура! – закричала Алёнка. Потом уставилась на Серёжку своими зелёными глазами и спросила страшным голосом. – Ты – ведун?

- Просто он где-то огнеупорную бумагу достал, - вставил Андрюшка.

- Нет. Просто физику надо учить.

- Опять какая-то Физика, - сказала Алёнка. – Кто она такая? И почему её надо чему-то учить?

- Не мы её, а она нас должна научить.

- Ну, как учатся грамоте или счёту.

- Или стрельбе из лука.

- Это такая наука. Она занимается… Чем она занимается?

- А вот у Иван Иваныча и спросим. Собираться пора, ато до вечера к избушке не успеем.

Сняли решётку вместе с «котелком» с огня и поели, черпая ложками прямо из него.

 

 

 

Глава вторая,

которая стала бы последней, если бы дети были послушнее

- Мальчики, а не пора ли нам домой? – спросил профессор.

Спросил совершенно внезапно. Ребята, Алёнка и Потап только что вернулись с речки и строили планы на завтрашний день. Вопрос застал их врасплох – покидать это место так рано им совсем не хотелось.

Серёжка скорчил кислую рожицу:

- Иван Иваныч, ещё один денёк!

- А мы стерлядь поймали, - выдал Андрюшка заготовленную фразу. Потом до него начали доходить слова профессора. – Как же так?

- Мы ещё в Перунову рощу не ходили, - добавила Алёнка.

- Вас родители заждались, - сказал профессор. Это была явная хитрость, и её тут же раскусили.

- Вы же сами говорили, что мы вернёмся в тот же день, из которого отправились сюда, - сразу сообразил Андрей.

- Даже если мы пробудем здесь целый год, они и не заметят, - добавил Серёжка. – Вернёмся-то мы всё равно в то же самое восьмое августа двухтысячного года, из которого отправились сюда.

- Не забывайте, что при этом вы постареете на год, так что заметят, и даже очень. А как я объясню вашим мамам, почему их дети вдруг стали на год старше одноклассников? Как второгодники.

Это замечание разбудило у мальчишек не совесть, а фантазию.

- Зато мы будем самые сильные в классе!

- А я пробуду здесь лет десять, у Бакулы натренируюсь, потом вернусь уже взрослый – покажу тогда Кольке, как ухи крутить!

- Не ухи, а уши.

- Всё равно больно!

- А я поживу здесь лет семьдесят! Вернусь, мама спросит: дедушка, а дедушка, не видели ли вы моего Серёжу? А я – здравствуй, мамочка!

- И её тут же хватит инфаркт!

- Иван Иваныч, а давайте и маму сюда перетащим!

- Ага. И мам, и пап, и бабушек, и дедушек. И учителей, и весь ваш класс. Ну вот что: я вижу, уговоры не помогают, придётся действовать с позиции силы. Завтра мы отправляемся обратно, и никаких возражений! Дракон уже набрал достаточно энергии для скачка. Собирайте вещички, прощайтесь – в вашем распоряжении целый вечер, - профессор резко развернулся на каблуках и зашагал прочь.

- Иван Иваныч, мы сейчас рыбы поджарим! – крикнула Алёнка вдогонку.

- Оставьте мне немного, я потом! – донеслось в ответ.

Некоторое время все молчали.

- Ну во-от… - наконец протянул Андрюшка.

- Всё хорошее всегда быстро кончается, - вздохнул Сергей.

Дракон стоял рядом, понуро опустив головы на траву – он был выключен, и только пластины-батареи потихоньку поворачивались вслед уходящему солнцу. Андрей залез в открытый бок зверя и достал блестящий рулон.

- Ой, что это? – изумилась Алёнка.

- Это называется «фольга», - объяснил мальчик. – Сейчас мы завернём в неё рыбу…

- Не надо! Смотрите, как в ней всё отражается - лучше, чем в воде.

Серёжка тоже нырнул в драконье брюхо и вытащил предмет размером с тетрадку.

- Возьми, - сказал он Алёнке. – Это называется «зеркало».

- Ай! – девочка уже привыкла к тому, что у мальчишек много чудесных вещей, но эта поразила её даже сильнее, чем электрический фонарик.

- Однажды Добрыня выковал щит, в который можно было смотреться, но ваше зеркало гораздо лучше.

- Ещё бы!

Алёнка вдруг погрустнела.

- Что случилось? – спросил Серёжка.

- Добрыню жалко.

- А ведь он пропал из-за нас, - сказал Андрей.

Рыбу ели молча. Алёнка смотрела на угли затухающего костра и вспоминала жаровню в кузнице, блестящего от пота Добрыню и звонкие удары молота по наковальне.

- Ребята, я кое-что придумал! – вдруг сказал Сергей.

 

Утром профессор бодро вылез из спального мешка, трусцой пробежался вокруг Дракона, умылся прохладной водой и несколько раз присел, подняв вперёд руки. Затем вернулся к палатке и громко скомандовал:

- Мальчишки, подъём!

Только тут он осознал, что мальчишек в палатке не было уже тогда, когда он из неё выбирался.

Оглядевшись, он заметил ещё одно обстоятельство: к палатке была приколота записка:

 

Иван Иванович!

Кузнец Добрыня пропал по нашей вине. Мы надеемся, что он ещё жив и идём его искать.

Не волнуйтесь за нас, мы скоро вернёмся.

Андрей. Сергей. Алёнка.

 

Профессор подошёл к избушке и на всякий случай позвал:

- Алёна!

На крылечко вышла Яга:

- Нету её. Ещё ночью она с ребятами куда-то ушла.

- И вы их отпустили?

- А чего волноваться-то? Видать, затеяли чего. Дурных мыслей в их головах отродясь не было, пускай играют. Я им и покушать собрала на дорожку.

- И не боязно вам детей одних из дома отпускать?

- Мил человек, это для тебя дом – четыре стены, а для нас, берегинь, дом – весь Лес. Так что они и сейчас дома.

- Волноваться, пожалуй, надо: кажется, я знаю, куда они ушли.

 

* * *

Продолжение читайте в книге

Hosted by uCoz