ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ И ИХ МИФЫ

Данные примечания - не научная работа,

а размышления автора.

Детям до пятого класса читать их строго запрещается!

Но если очень хочется, то можно.







"Когда-то очень-очень давно..." - с этих слов начиналась книга. Так вот, ещё давнее, чем очень-очень давно, гораздо раньше описываемых в этой книге событий, на земле обитало огромное количество человекообразных и не очень человекообразных существ. От остальных обитателей мира их отличало то, что они умели мыслить, а большинство из них - и разговаривать.

Эти существа были разной степени совершенства - от эльфов до гоблинов, и разного роста - от хоббитов до энтов (история не сохранила их славянских названий, поэтому здесь приведены скандинаво-британские - читай Дж. Р. Р. Толкиена и др. народные сказки).

О том, что они точно были, говорят многочисленные археологические находки. Найдут, например, учёные скелет какого-нибудь орка и кричат: ура, австралопитек! Так и скапливаются в музеях многочисленные гигантопитеки, плезиантропы и прочие “антропы” и “питеки”.

Люди представляли собой золотую середину - и по уму, и по росту. И поэтому выжили - всегда выживает что-то среднее. Остатки других существ тоже кое-где сохранились. Те, что остались в Словенском Лесу, пристроились лешими или домовыми. Великаны пошли в услужение к богам, у славян они получили название “вóлоты”. А некоторые просто бродили по лесу, выворачивая с корнями деревья и двигая горы - Свернигора, Валидуб, Покатигорошек и прочие. В описываемое здесь время их в Лесу не было: ушли на север, подраться со снежными гигантами.

Боги, видимо, произошли от эльфов. От тех, первых, Хранителей древней мудрости. Славяне были мало с ними знакомы. Они представляли их себе по-своему, можно сказать, выдумали. И, таким образом, создали свою религию.

Итак, дальше речь пойдёт о выдуманных богах, о тех, кого создало воображение древних славян. Бог создал человека, а человек создал религию. Выдуманный бог не может быть мудрее народа, который его выдумал, и обязательно отражает в себе национальные особенности этого народа.

Религия древних славян была ничуть не хуже религий древних греков или египтян. А в одном точно лучше: она не была такой жестокой. Почти не сохранилось красивых историй о жизни древнеславянских богов. А может быть, их и не было - боги были так же естественны, как деревья вокруг, и не требовали возвеличивания.

С течением времени жизнь людей менялась, изменялась и вера. Поначалу, во времена матриархата, главными были боги-женщины: Рожаницы, Триглава, Макошь. Затем они отошли на второй план, отдав бразды правления Сварогу. Ещё позже, в IX - начале X веков, всё большее почтение оказывалось Перуну.


Весь мир делился на Явь, Навь и Правь.

ЯВЬ - реальность, в которой жили люди. И сейчас живут.

НАВЬ - потусторонний мир. Где-то в нём находился ИРИЙ, славянский Рай. Души умерших могли туда и не попасть, блуждая по Нави; из них могли получиться ырки или опыри. Обычно покойника хоронили, вынося из дома через пролом в стене, который потом заделывали - чтобы он не вернулся обратно.

ПРАВЬ - истина, всеобщий закон, по которому существовал мир. Вероятно, и сейчас существует, только мы этот закон забыли, вот и творим всякие безобразия.


Далее представлены некоторые славянские боги. В различных племенах одного и того же бога могли называть по-разному. А иногда было так, что у одних он был женщиной, а у других - мужчиной. А чаще - в одном племени сначала он был в женском обличии, а потом, через века - в мужском. Поэтому имена-синонимы, приведённые в скобках, могут быть и мужскими, и женскими.


СВАРОГ (Сварга). Верховный бог, бог-отец.

ДАЖБОГ (Даждьбог, Дажба, Дашуба). Правитель Яви. Бог дающий. От него люди получили всё: движение, свет, тепло, смену дня и ночи, времена года, весь белый свет.

БЕЛБОГ. Заведовал Правью. Верховный судья. Хранитель и податель добра, справедливости, счастья.

ЧЕРНОБОГ. Властитель Нави. Он не был плохим или злым, просто надо же кому-то править и там.

МАКОШЬ (Мокошь). Богиня достатка, благополучия, домашнего очага. Приносила удачу честным и трудолюбивым людям. Богиня-мать.

ВЕЛЕС (Волос, Влес). Имя его происходит от слова “волос”, а может быть, от “весь лес”. Покровитель охотников, а затем и скотоводов. Бог богатства (слово “богатство” и получилось от слова “бог”).

СТРИБОГ (Стриба). Бог воздушных течений и стихий, отец и повелитель Ветров. Один из Ветров - ПОГОДА - лёгкий приятный ветерок (все остальные, надо полагать, непогода).

ПЕРУН. Громовержец. Сидел себе на туче и метал молнии. Пользы от него было мало, но страху нагонял. Любимый бог воинственных князей, которые считали его покровителем своих побед. Князь Владимир в 980 году учредил в его честь человеческие жертвы. Продолжалось это мракобесие 8 лет, пока князь не принял христианство.

МОРА (Мара, Мор). Богиня или бог Смерти.

ВИЙ. Судия над мёртвыми. От него зависело, попадёт ли душа в Ирий. У него были огромные, почти всегда закрытые глаза, которыми он мог заглядывать в прошлое и будущее.

ЛАДА. Богиня красоты, покровительница искусств и влюблённых. У неё было несколько детей, тоже богов и богинь. ЛЕЛЬ (Леля, Ляля) ведал любовью, ПОЛЕЛЯ - обручением и скреплением брачных уз, ДИД помогал в тяготах семейной жизни, а ДИДИЛИЯ - в рождении и воспитании детей.

ХОРС (Корс, Корша). Бог Солнца, а может быть, само Солнце. Покровитель радости, веселья и разных удовольствий. Некоторые считали, что Солнце - это стая Жар-птиц, которые носили Хорса на себе. И сейчас ещё Жар-птицы иногда прилетают на землю, их принимают за шаровые молнии.

МОРСКОЙ ЦАРЬ. Повелитель водной среды и всего, что в ней происходит.

РОЖАНИЦЫ. Древнейшие из богинь. Основательницы нашего мира и вселенной в целом. Поначалу виделись людям в виде животных. Для одних это были две Лосихи, для других - корова Земун. Позже они воплотились в женщину - ТРИГЛАВУ, а их животные оболочки остались на небе в виде созвездия Лосей (Большая и Малая Медведицы). Млечный Путь - молоко, разлитое коровой Земун.

ТРИГЛА (Триглава, Триглав). Поначалу - верховная богиня. Потом - богиня Земли. Помогала в странствиях.

СИМАРГЛ (Семаргл, Переплут). Священный пёс, охранитель семян, посевов и кореньев. Видимо, был домашним животным Сварога.

ЗОЛОТАЯ БАБА. Богиня мира, тишины, покоя и порядка, хранительница обрядов и обычаев. В отличие от остальных высших богов, она обитала не на небесах, а в лесу, где люди строили для неё специальные храмы. Являлась как бы связующим звеном между верховными богами и земными обитателями.

На земле обитали духи и берегини, а также всевозможные полулюди и прочие мифические существа.

ДЕД (Чур, Род, Дид, Дидо). Родоначальник, предок. В основном это были различные животные - Медведь, Олень, Волк и другие, у каждого рода своё. Дух-хранитель родовых законов, преданий и обычаев. Видимо, сын Лады. “Чур” происходит от “щур, пращур” - прародитель. Под этим именем он упоминался как бог границ.

ЯРИЛО. Дух посевов, символ продолжателя рода. Заботился о том, чтобы оплодотворить природу весной. 4 июня - Семик, праздник Ярилы. Яровые и другие посевы дали ростки и входят в силу. Породившее их зерно, семя, мифический податель жизни, родитель - яр - отслужило и может умереть. Люди весело, с непристойными шутками погребали (разрывали, жгли или топили) чучело Ярилы. В то же время отдавали дань веселья и “скотьему” богу Велесу. Ублажали их хороводами, пением, поцелуями через венок из свежих цветов и зелени (которая образно называлась волосами земли) и всякими любовными действиями.

КОСТРОМА и КОСТРУБОНЬКА (Кострубонько). Женское и мужское названия духа, который наделяет силой роста древесные побеги. Выполнив свою работу, он весело умирал до следующей весны. Люди провожали его на празднике Купалы, с притворным плачем сжигая чучело, сделанное изо льна.

КУПАЛО. То же, что Кострома, но заведовал побегами трав - хлеба, клевера, льна и прочей петрушки. Работы у него было больше, больше и уважения. Чучело его делалось из соломы.

Чествовали его 24 июня, чему предшествовала русальная неделя.

КОЛЯДА. Символ молодого Солнца и возрождающейся жизни, блюститель периодичности природных явлений.

С 25 декабря по 7 января проводилось колядование. Юноши и девушки наряжались в “хари” или в “лярвы и страшила”, пели колядки по дворам, требовали гостинцев и подарков (вернее, отдарков). Готовились специальные угощения: баранки, коровки, козульки, пироги и караваи (“крава” - корова).

БЕРЕГИНИ. От слова “беречь”. Берегли благополучие разных мест и видов природы: лешие, водяные, русалки, домовые и прочие.

ДОМОВЫХ было великое множество, в зависимости от места обитания: банные, овинные, собственно домовые и даже колодезные. Как и лесные берегини, они требовали, чтобы к ним относились с должным почтением.

КИКИМОРЫ и др. Видимо, это были берегини, по какой-то причине (например, из-за скверного характера) оставшиеся без работы. Устраивали людям всякие мелкие пакости, пытаясь свалить всю вину на домовых или леших и занять их место.

АНЧУТКА. Помесь чёрта и утки. Напрашивается словосочетание “ан чуткий”; действительно, его имя нельзя было поминать ночью - вмиг услышит и появится.

ВОЛКОДЛАК. Получеловек-полуволк (“длака” - шкура). Один из оборотней.

ЫРКИ и ОПЫРИ (упыри). Покойники, не желающие мириться со своим покойным положением. Шли на разные хитрости, чтобы вновь заставить двигаться своё тело.

ОБОРОТНИ. Превращаться в животных мог любой толковый волхв. Например, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей, воткнутых в осиновый пень. Перекинешься справа налево - снова станешь человеком. Но горе, если за это время хоть один нож пропадёт.

Хуже приходилось тем, кого обращали против воли, в наказание за недобрые дела. Многое приходилось им перетерпеть, чтобы вернуть себе человеческий облик. Например, Арысь-поле - женщина, обращённая в рысь за плохое отношение к детям.

МАВКИ (навки). Невидимые, неосязаемые существа, обитательницы Нави, служанки Вия и Чернобога. Видимо, это и были души умерших, не попавшие в Ирий. Пользуясь невидимостью, проникали и в Явь. Могли превращаться во что-то ощутимое, например, в воду или девушку, особенно если влюблялись в какого-нибудь юношу. Это воплощение отнимало много энергии, поэтому они вольно или невольно вытягивали жизненные силы из человека, которого касались: возлюбленного, соперницы, путника, решившего перейти реку вброд и т.д.

ВОЛХВЫ, ВЕДУНЫ и ВЕДУНЬИ (ведьмы). Обычные люди, сумевшие проникнуть в некоторые тайны Природы. Использовали свои знания для предсказаний, исцеления соплеменников и других добрых дел.


Было ещё много разнообразных чудесных существ, зверей и птиц; духов и богов мы тоже назвали далеко не всех. Чтобы охватить всю славянскую мифологию, нужно написать отдельную книгу, а в этом нет необходимости: словарей и справочников на эту тему сейчас появилось довольно много. Например, “Мифы древних славян” (Саратов, “Надежда”, 1993г), “Языческая мифология славян” (Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1996г), и другие. Есть и хорошие художественные произведения - у Михаила Успенского, Марии Семёновой и других писателей.


Нам остаётся только вспомнить в заключение ещё одно высказывание Григория Андреевича Глинки:

“Впрочем к чистоте рассудка славянского народа может отнестись то, что их вера, из многих языческих (не говорю всех) есть чистейшая. Ибо их боги суть естественные действия, благотворением своим имеющие на человека влияние, и служащие к страху и казни беззакония, равномерно как природные свойства и совершенства обоженные. И ещё можно было бы к сему прибавить добрыя и благотворныя влияния”.




ДО СВИДАНИЯ!

Hosted by uCoz